Положение о родительском комитете
Положение о совете обучающихся
Положение об Управляющем Совете
Особенности управления школой
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
В основу положена пятиуровневая структура управления.
Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива утверждает план развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, Общее собрание трудового коллектива, профсоюзный орган.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.
Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «самоуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.
В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия:
Формами самоуправления школы являются:
Совет школы,
Общее собрание трудового коллектива,
Педагогический совет,
Родительский комитет.
Совет школы
Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган – Совет школы, который состоит из представителей трудового коллектива – 6 человек, обучающихся третьей ступени – 2 человека, родителей – 2 человека, общественности – 2 человека. Члены Совета школы выбираются на общих собраниях родителей, учащихся 9-11 классов, сотрудников школы.
Деятельность Совета школы регламентируется Уставом и Положением о Совете школы.
Совет школы:
- определяет стратегию развития школы;
- утверждает основные направления развития школы;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
- ведает вопросами этики и гласности;
- контролирует расходование средств, являющихся собственностью школы;
- утверждает отдельные локальные акты, регулирующие деятельность школы;
- заслушивает отчеты директора о работе школы;
- создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы школы, устанавливает их полномочия;
- участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете школы.
Заседания Совета школы созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Решения Совета школы принимаются открытым голосованием.
Решения Совета школы являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива школы
Общее собрание трудового коллектива
Трудовой коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.
Полномочия трудового коллектива школы осуществляется общим собранием трудового коллектива.
Общее собрание трудового коллектива:
- рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
- заслушивает отчет директора о работе школы;
- утверждает план развития школы;
- рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;
- рассматривает и утверждает кандидатуры на представление педагогических работников к государственным и отраслевым наградам.
Общее собрание трудового коллектива проводится не реже 2-х раз в год.
Решения общего собрания трудового коллектива являются право-мочными, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих.
Решения, принятые общим собранием трудового коллективом в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов трудового коллектива.
Педагогический совет школы
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим советом, в состав которого входят все педагогические работники школы. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.
Педагогический совет школы:
- рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в школе;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
- принимает решение о переводе и выпуске обучающихся;
- обсуждает и утверждает планы работы школы;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
- принимает решения об исключении обучающихся из школы в установленном законом порядке;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете.
Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.
Председателем Педагогического совета является директор школы.
Решения Педагогического совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава, принимаются открытым голосованием, большинством голосов и являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Решения Педагогического совета оформляются приказом директора школы. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор школы.
Родительский комитет школы
В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, укрепления связей между школой и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении школой создается Родительский комитет школы, который действует на основании Положения о Родительском комитете, утвержденного Советом школы.
Родительский комитет школы:
- вносит на рассмотрение органов самоуправления школы предло-жения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно- хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями;
- устанавливает связи с административными органами, обществен-ными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы;
- принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся;
- участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий;
- участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся.
Структура методической работы
В своей деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Александра Сидоровнина» руководствуется Законом РФ об образовании, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования Оренбургской области, отдела образования города Сорочинска, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также внутренними локальными актами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Внедрение нового содержания образования и современных педагогических технологий требует увеличения объемов экспериментальной инновационной деятельности, усиления методической работы с учителями, ее координации и мониторинга. В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто воспитатель или учитель предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы.
Помочь педагогу в подготовке педагогических материалов и организации инновационной работы, призвана методическая служба школы, работа которой должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность. Качество методической работы напрямую влияет на эффективность работы, уровень профессионально-педагогической компетенции учителя.
Сегодня как никогда возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий.
Цель анализа: определение уровня результативности и продуктивности методической работы в школе.
В 2023-2024 учебном году основные задачи методической работы школы были определены в результате анализа работы за предыдущий учебный год. Учитывая уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся запросы и потребности учащихся, их родителей и учителей, состояние учебно-методической базы, школа работала по методической теме«Образовательнаясредашколыкакусловиеиресурсразвитиятворческих способностей педагога и обучающегося в условиях реализации ФГОС третьего поколения»Перед методической службой была поставлена следующая цель:«Создание условий для непрерывного развития учительского потенциала, повышения уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации новых образовательных стандартов третьего поколения».
Для чего в учебном процессе необходимо непрерывное повышение профессиональной компетентности учителя и совершенствование педагогической деятельности как условие совершенствования учебно-воспитательной среды, способствующей формированию у учащихся общекультурных, социально-нравственных и гражданских компетенций.
Для решения были сформулированы следующие задачи:
-совершенствование условий для реализации ФГОС начального образования (НОО- обновленное содержание) и ФГОС основного общего образования (ООО – обновленное содержание);
-совершенствование качества обученности выпускников на уровне среднего общего образования (СОО);
-создание условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом;
-совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиям;
-активизацию работы по выявлению и обобщению, распространению инновационного педагогического опыта творчески работающих педагогов;
-совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов;
-обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;
-создание условий для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся;
-развитие и совершенствование системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности;
-развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- научно-методическая деятельность педагогического коллектива;
- подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, педагогического мастерства и категории педагогических кадров;
- мониторинг качества обучения и результативности проводимых мероприятий.
- организация методической помощи учителям – предметникам;
- управление работой с методическими объединениями в едином режиме работы;
- обобщение передового педагогического опыта и обмен опытом работы по интеграции предметов с углублением изучения экономики;
- повышение уровня профессиональной подготовки учителей
- участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
- Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
- Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета.
- Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.
- Составлены индивидуальные планы работы учителей-предметников над темами самообразования.
- Проведение мониторинга в основе внутришкольного контроля;
- Проведена работа пополнению методической базы кабинетов дидактическим материалом;
- Вся учебно-методическая работа бала направлена на организацию учебно-воспитательного процесса по решению поставленной проблемы и носила научно-методический характер.
- Проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов.
Проблемы и задачи, стоящие перед школой, педагогический коллектив решал через следующие формы методической работы:
- тематические педагогические советы;
- работа методического совета;
- работа учителей в школьных методических объединениях;
- работа учителей над темами самообразования;
- открытые уроки;
- методические (предметные) декады;
- семинары и семинары-практикумы;
- научно-практические конференции;
- консультации по организации и проведению современного урока;
- организация работы с одаренными детьми;
- самостоятельная работа учителей;
- обзор научной, педагогической литературы;
- методические дни;
- педагогический мониторинг;
- организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;
- аттестация учителей.
Инновационные (проектируемые) ресурсы – это способность школы повышать качество своей деятельности за счёт разработки и внедрения новых подходов и решений, позволяющих быстрее и качественнее решать образовательные задачи.
В качестве инновационных ресурсов мы рассматриваем:
- Предметные недели
- Результативное участие в конкурсах различных уровней учеников и педагогов
- Использование педагогами в работе современных образовательных технологий
Направления инновационной деятельности:
- «Электронный дневник и журнал»
- Использование современных педагогических технологий, ЦОР.
В школе на основании приказа от 1 сентября 2023 г. назначены 9 руководителей ШМО.
Школьные методические объединения:
- МО учителей русского языка и литературы (Мещерина Н.В.)
- МО учителей истории и обществознания(Багаутдинова Ф.И.)
- МО учителей химии и географии (Чебрукова Е.А.)
- МО учителей иностранного языка (Тюрина Л.А.)
- МО учителей физики и математики, ИКТ (Поршина С.И)
- МО учителей физкультуры, технологии (Исмагилов М.М..)
- МО учителей начальных классов (Верещагина В.В.)
- МО кл. руководителей начальных классов (Зверева Н.В.)
- МО кл. руководителей среднего и старшего звена (5-11кл.) (Чахеева М.В.)
Руководителями разработан план работы на год, проводились заседания и секретарем своевременно велась тетрадь протоколов.
Как педагогический процесс не может обходиться без определённой системы управления, так и процесс информатизации школ не должен проходить спонтанно. Для того, чтобы процесс информатизации образовательного учреждения проходил более мягко, прежде всего, необходимо создать единое информационное пространство образовательного учреждения.
Основной целью информатизации образовательного пространства нашей школы является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Основными участниками и пользователями информационной системы являются педагоги, ученики, родители, администрация.
Информатизация школы – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Первым этапом реализации проекта «Школа – открытое информационное пространство» было создание информационного пространства школы.
Второй этап реализации проекта - обеспечение открытости и прозрачности школьного информационного пространства.